среда, 28 сентября 2011 г.

Задание 1 (ИТ в профессиональной деятельности с практикумом)

Какова роль информатизации образования в глобальном процессе информатизации общества?
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является расширяющийся процесс его информатизации. Начавшись в 70-ч гг. прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время он охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере.
[Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/]
Что же такое «информатизация»? Однозначного определения данного понятия не существует.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информатизацией называют организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
В словаре «Профессиональное образование» информатизация – 1) возрастание объема знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и другие сферы общественной жизни; 2) создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и учреждений.
[Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/]
Относительно широкое определение понятия «информатизация» дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что «информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности». При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию». В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития.
[http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=338 Вопросы информатизации образования Научно-практический электронный альманах №18]
Как уже было сказано выше, процесс информатизации затрагивает все сферы жизни и профессиональной деятельности людей, в том числе и образование.
Информатизация образования – процесс обеспечения системы образования информационными средствами, продукцией и технологиями с целью совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных; совершенствования методологии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания; создания методик, ориентированных на развитие интеллекта учащихся, на формирование у них способности самостоятельно оценивать информационно-поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность; разработки компьютерных тестирующих и диагностических методик, обеспечивающих объективный, систематический и оперативный контроль и оценку уровня знаний учащихся.
[Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/]
Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
  • в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
  • в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
  • в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Информатизация отечественного образования началась в 1985 году, когда было принято правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники.
В информатизации образования можно выделить следующие этапы:
1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации;
1993 - 1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации;
1998 - 2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998-1999 годах.
2002 г. - с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство.
[http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы]
Необходимо понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа.
[http://tsput.ru/res/informat/Uchebnik/lk1.htm Электронный учебник по дисциплине «Использование информационных технологий в социальной сфере»]
Информатизация образования необходима и неизбежна в условиях глобальной информатизации общества.
Следует признать тот факт, что по мере вхождения в информационное общество система школьного и послешкольного все больше становится неадекватной. Существующая образовательная система не позволяет удовлетворить увеличение спроса на образование – наблюдается разрыв между числом людей, желающих получить образование и имеющих возможность получить его; обеспечить качественность предоставляемых знаний – профессиональное образование не успевает, особенно в содержательном плане, следовать за быстро изменяющимися информационными объемами и технологиями, что проявляется в консервативности методов обучения; обеспечить фундаментальность, индивидуализацию и профилизацию обучения.
[Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/]

Комментариев нет:

Отправить комментарий